Генри Шеппард (для OpenMusic.ru)




Но почему-то на экране зомбоящика в праймтаймовые концерты вылезают одни и те же престарелые рожи: газмановы, белки-стрелки, киркоро-пугачихи, кобзоны и прочая малочисленная, но умильно зажравшаяся низкопробная попса. Эфирное время дорого, значит по идее либо старющие поп-дивы оплачивают его из своего пузатого кошелька, либо их творчество на самом деле суперпопулярно. Я-то прекрасно знаю, что оба варианта неверны, но теперь есть возможность продемонстрировать это на примере только что прошедшего конкурса Евровидение06.

Мне уже несколько лет как не дает покоя одно интересное наблюдение: молодежь, как главный потребитель музыкального продукта, танцует на дискотеках под зарубежную музыку или диджеев-компоновщиков. В плеерах у подавляющего большинства тинейджеров и людей постарше - сплошной альтернатив, панк, этника, рокапопс и зарубежный гламур с вкраплениями рэпа. Если пошарить по компьютерам пользователей, то залежи MP3-файлов сплошь насыпаны из той же взрывной смеси, разбавленной русским роком разного уровня качества.

Продюсерство аля-рюс всплыло сразу. Ролик российского претендента даже не показали до конца, пошлейшим образом забив его заставкой. Самого Билана никто так и не поздравил, хотя на протяжении передачи постоянно раздавались истошные галерочные вопли Дима, ты победитель!. Кушанашвили и выводок поп-звезд усиленно жевали на все лады фразу, что Lordi со своими масками - ацтой, и что Билан на самом деле победитель. Мол Европа вообще ничего не понимает и в конкурсе участвовали всякие уроды и лузеры!

Начать стоит с конца. Это позволит сразу понять все хитросплетения сюжета, как будто мы подсмотрели конец детектива на 350 страниц и теперь в курсе, что виноват дворецкий. Апофеозом российской части шоу являлась полуночная программа 1го канала, где странная смесь из маргинальных депутатов, самых скользких продюсеров и их исполнителей хором подпевала бешеному Малахову. Ведущий не подкачал - он в свойственной ему манере сразу же поднял градус своего голоса на пару десятков децибел и понесся по привычному сценарию передачи Пусть говорят.

Так и есть. Это метод работы классического российского поп-продюсера в стиле Айзеншписа. Который в частности и нашел совершенно плоского и невыразительного мальчика Витю Билана (да-да, паренек даже собственное имя потерял!), из которого агрессивным методом пропиха во все желтые издания сделал некоего робота-исполнителя. Для успеха достаточно было привить ему некоторые томно-модненькие повадки, которые были отлично продемонстрированы в его конкурсном номере. Рваные джинсики, маечка гламур и мокрая прическа - набор штампов русской попсы так давно не менялся, что кажется как будто высечен в граните уже целое десятилетие. Этот набор был слегка расширен гламурной лексикой вроде я вас всех люблю с соответствующей жестикуляцией + постоянные пацанские козы. Почему-то вместо девчачьего восторга у меня в желудке рождается стойкое желание отправить Димочку к опытному сержанту.

Несмотря на то, что Билан выглядит заметно лучше остальных коллег по цеху, нужно обращать внимание не на него, а на тех, кто обеспечивает ему проходимость чуть ли в не национальные герои. Демонстрация истерии без повода усугубляется отсутствием уважения к соперникам, махровой и дешевой постановкой передачи и т.д. и т.п... Что-то до боли знакомое.

Изначально конкурс Евровидение задумывался как некоторое культурное объединение европейских государств. Задумка напоминала шенгенскую зону в музыке. Соответственно возник прилизанный благообразный формат исполнителей, которые специально подбирались так, чтобы быть усредненными и не вызывать отторжения как у горячих испанцев, так и у спокойных норвежцев. Пока битники-хиппи-кислотники и прочие веселые ребята моментально находили продюсеров, формат не только не мешал, но даже наоборот выталкивал наверх отличные местечковые поп-коллективы. Но заметьте, что в последнее время ситуация была замороженной. Например Британия, которая может полмира заткнуть в музыке своими коллективами, отправляет на конкурс местческовых диджеев. Но время не стоит на месте. В этом году Евровидение было практически абсолютно деполитизированным. Если раньше Турция рвалась в Евросоюз, а Украина скручивала дулю России, то теперь старый и полузабытй геноцид армян неспособен пропихнуть Армению поближе к первому месту. В итоге Европа проголосовала так, как и должна была проголосовать: она оценила эпатаж и АНТИФОРМАТНОСТЬ, как уже давно голосует продажами дисков исполнителей, отошедших от чистых поп-стандартов. Кич Lordi получил первое место за хорошую самоиронию, а грубая наглость LT United была оценена по достоинству за стеб и отход от неписанных правил.

Какая-то молодая исполнительница робко попыталась отдать должное остальным участникам конкурса, благо достойных исполнителей было достаточно, но ее быстро затоптала продюсерско-малаховская толпа. Даже Максим Кононенко, в миру Паркер, при всем своем опыте ковыряния попзвезд, обходился очень обтекаемыми формулировками. Каких-то два года назад мы с ним поспорили в переписке о том, что представляет собой российская попса и с чем ее надо кушать. Тогда Паркер весьма агрессивно убеждал меня в том, что я слеп и глуп, раз не вижу, что вся страна тащится от Киркорова. Но сейчас, в интервью kremlin.org, он четко сформулировал то, что я тогда повторял как мантру:Русский шоу-бизнес находится в кризисе, вызванном отсутствием цивилизованного рынка. Продюсеры работают не за будущий успех, а за бюджеты, которые приносят с собой артисты. Это экстенсивный подход, и ситуация с каждым годом ухудшается.

Если такой оплот приглаженной попсы, как Евровидение, начинает менять формат, то скоро наступит и на нашей улице праздник. Благо большей части российских исполнителей давно пора на пенсию. Этот процесс уже не остановить никакими продюсерскими ухищрениями. Для полного счастья осталось отправить на заслуженный отдых старожилов русского рока, после чего наступит всем Счастье!

Неудивительно, что малахов-шоу выплеснуло чуть ли не священное негодование продюсеров и их обслуги реальным выбором зрителей пусть всеевропейского, но на самом деле заштатного конкурса. Заезженная схема заработка на попсе по принципу заказать тупую песню - найти смазливую мордочку под нее - раскрасить как куклу - пропечатать в Cool Girl - сразу же ломануться в концертное турне по периферии начинает давать сбои. Знакомые пираты потихоньку переключаются на софт, так как продажи российских звезд падают заметно и постоянно по всей России.

Далее: