В этом году в Россию привозили как никогда много зарубежной музыки первой свежести, отечественный же шоу-бизнес совсем не посвежел, но творения ветеранов были вполне пригодны для употребления.

Отдельная история - шотландцы Franz Ferdinand, которые приехали в Россию на пике своей популярности и оказались не просто симпатичными молодыми людьми и высокопрофессиональными шоуменами, но преданными поклонниками России и русского искусства - они представили в Москве песню, основанную на сюжете Мастера и Маргариты, и стилизовали обложку нового альбома под работу Александра Родченко. Даже факт загадочного исчезновения лэптопа лидера группы Алекса Капраноса на пресс-конференции в клубе Б-2 не помешал группе впоследствии говорить в интервью о приезде в Россию как об одном из главных событий последнего времени.

Сезон 2005 года запомнится в первую очередь впечатляющими гастрольными проектами, прежде всего двумя мощными фестивалями - Максидром и Tuborg Loud & Live. Сложно припомнить другое такое время, когда такое количество больших мировых звезд встроило бы Россию в свои гастрольные планы. Garbage, Queens Of The Stone Age, Foo Fighters, Роберт Плант, Майк Паттон, Розин Мерфи, Моби, The White Stripes - люди с обложек самых авторитетных музыкальных изданий появлялись в России практически одновременно с выходом своих новых альбомов.

В сегменте популярной музыки единственным заметным и важным событием стал выход альбома Леонида Агутина Cosmopolitan Life, записанного совместно с американским гитаристом Алом ди Меолой. Релиз, до сих пор так и не получивший достойного освещения на родине автора песен, неожиданно засветился в европейских джазовых чартах, а господа Агутин и Ди Меола чередовали отечественные поп-тусовки с престижнейшими джазовыми форумами вроде фестиваля в Монтре. При этом все издатели жаловались на снижающийся уровень продаж, традиционно виня в этом пиратов и расширяющийся спектр предложения шоу-индустрии в целом. У народа остается все меньше денег на пластинки, а то, что остается, несут пиратам.

Сразу несколько ведущих отечественных рок-артистов выпустили новые альбомы, и можно без преувеличения сказать, что каждый из них стал событием. Вендетта Земфиры, Таял Леонида Федорова , Zoom Zoom Zoom Аквариума, Реанимация Гражданской обороны, Пропавший без вести ДДТ - по каждому из этих поводов можно спорить, но в целом вдруг оказалось, что вся надежда в русском рок-н-ролле на его столпов и главных героев: им по-прежнему есть что сказать. Отдельный жест, достойный уважения,- песня Оборотень с гитарой, записанная Гариком Сукачевым, Сергеем Шнуровым и Сергеем Вороновым. Это резкое протестное высказывание с вполне четким адресом - этот новый порядок - вечный старый режим. Оказалось, что наши рокеры все еще способны в простых и доступных словах выражать свое отношение к действительности.

Далее: