Как вы формируете культурную программу своего клуба?Круг развлечений, доступных современному обитателю мегаполиса, достаточно широк, но, тем не менее, недостаточно разнообразен. Среднестатистический белый воротничок вечерами заполняет кинозалы, рестораны и кофейни, идет в театр, а иногда заваливается в ночные клубы.




Как формируется культурная программа московских клубов? На что ориентируется арт-директор, стараясь привлечь в клуб побольше посетителей? С этим вопросом Прагматика культуры обратилась к руководству нескольких клубов столицы.

Клубная форма отдыха - одна из самых приятных и, удивительным образом, одна из тех форм отдыха, которые способны обогатить человека духовно, когда он меньше всего об этом подозревает. Приходя в незнакомый клуб, человек может застать там концерт исполнителей этно-джаза, показ израильского порнофильма, беседу о тайнах каббалы, поэтический вечер, декаданс-парти и многое другое. Все это богатство создается арт-директором клуба и отражает его вкус, пристрастия и отношение к жизни. Но почему посетители клуба охотно соглашаются потакать пристрастиям чаще всего незнакомого им человека?

12 августа, пятница.

ИТАК, КАК ВЫ ФОРМИРУЕТЕ КУЛЬТУРНУЮ ПРОГРАММУ СВОЕГО КЛУБА?

- Мы ориентируемся на некую культурную парадигму, которая заложена в клубе. Понятно, что мы стараемся выбирать все самое свежее, актуальное и талантливое, причем отбор этот идет не столько по жанрам или по стилю, сколько по тому, насколько актуален и талантлив предлагаемый материал.

Инна Прилежаева, арт-директор «Клуба на Брестской»:


При этом мы не ставим вопрос так: «Кого бы вы хотели увидеть в концертной программе?». Набор персонажей, в общем, понятен, и если нам удается привезти кого-то нового и свежего из Европы, то мы так и говорим: приглашаем вас на новое и пока никому не известное имя. Так у нас начинала, например, известная украинская группа Lюк.

Мы являемся гуманитарным клубом, рассчитанным на людей, интересующихся искусством, кино, танцем, так что мы, конечно, стараемся учесть их вкусы. В «Клубе на Брестской» изначально существует некая общая «рамка» вкуса: мы поддерживаем двустороннюю связь с нашими «клабберами». Это и анкеты, которые мы просим заполнять, и электронные письма, которые они нам присылают, и т.д.

11 августа, четверг.

Я всегда точно знаю, какой концерт собирает более платежеспособную публику, а какой – менее платежеспособную. Но в данном случае для нас важно помогать молодым и уважать мэтров. Наш клуб – это площадка для коммуникации, где молодой начинающий музыкант может проявить себя – или прийти на концерт и узнать что-то новое. Для такой категории людей у нас существуют скидки, потому что «Клуб на Брестской» - долгосрочный проект, а не модный клуб, который держится на волне года три, а потом закрывается. Мы понимаем, что сегодняшний студент завтра будет платежеспособным посетителем клуба, так что это своего рода инвестиция в будущее.

- На борту нашего «Самолета» множество площадок, которые ориентированы на разную аудиторию, - от Картингдрома до Театра-Караоке, от казино до комплекса ресторанов, от бильярда до боулинга, от ночного клуба до концертной площадки.

Илья Глызин, руководитель арт-отдела развлекательного комплекса Самолет.


Это позволило выработать определенные механизмы организационной и административной деятельности, которые сейчас приносят свои плоды: скажем, на многих московских площадках летом наблюдается значительное снижение посещаемости, а у нас проблем подобного рода не возникает.

Мы проводим обязательные маркетинговые исследования, и на основании полученных данных и с учётом нашего понимания досуговой инфраструктуры формируем культурно-развлекательные программы, ориентированные как на состоятельную публику, так и на молодых людей, будущую потенциальную аудиторию Комплекса. Как вы, наверное, уже заметили, мы всегда работаем исключительно на перспективу.

Так что мы готовы предоставлять всё новые и новые услуги, разрабатывать эксклюзивные предложения для любого посетителя, на любой вкус. То же самое относится и к нашим мероприятиям. Скажем, в нашем клубе караоке неоднократно проходили съемки эпизодов программы «Доброе утро»; в марте у нас состоялся модный показ скандальной израильской марки «Фрау Блау» и многое другое.

Под каждого посетителя мы обязательно вводим новые акции, как правило, на основании целенаправленного воздействия на сегмент. Например, днем мы даем возможность студентам играть в боулинг со скидками. На концертной площадке в весенний период проводилась акция по четвергам, когда девушки получали бокал шампанского бесплатно, и т.д.

10 августа, среда.

Проведение кастингов, промо-акций, крупномасштабных презентаций - всё это неполный перечень мероприятий, организованных на борту «Самолет-боулинг». У нас очень демократичный клуб, и существует основное правило: во взаимоотношениях с партнёрами слово «нет» не употреблять. Табу, понимаете. И если кто-то ищет бюджетную, стильную или комфортабельную площадку для проведения мероприятий, то найдет, скорее всего, нас.

- «Зона» – это крупнейший танцевальный клуб в Москве, и вся наша программа ориентирована на публику, которая пришла потанцевать. Однако «Зона», в свою очередь, имеет много различных «зон» и пространств: нижний танцпол, верхний танцпол, чилаут и т.п., и у каждой из этих территорий есть своя политика и своя атмосфера.

Евгений, арт-директор клуба Зона.


Программу я, конечно же, выбираю с учетом запросов наших посетителей, но основным критерием все равно является мой вкус. Клуб у нас очень большой, и публика приходит разная: от 20 до 40 лет, с разными музыкальными пристрастиями и культурными стереотипами, с разным социальным статусом – есть и молодежь, и состоятельные люди. Естественно, всем не угодишь, но мы стараемся это сделать за счет разных территорий клуба.

Например, если это летняя площадка – то это вокальный хаус, перкуссионисты; если это чилаут – то программа эротического характера, какие-то интересные выступления танцовщиц и т.д. Кроме того, мы регулярно устраиваем фирменные вечеринки с участием цирковых артистов, файер-шоу, гимнастов… В общем, мы стараемся максимально заполнить каждый фрагмент нашего клуба и сделать там что-то интересное.

9 августа, вторник.

Вместимость «Зоны» - более 3000 человек, так что мы не отслеживаем потребительскую способность посетителей. Через нас проходит очень много народу, так что мы берем не большим средним счетом, а большим оборотом. Есть разные посетители: кто-то выпил две кружки пива, а кто-то заказал в баре на $1000. И отследить это практически невозможно.

- Мы делаем так: покупаем ящик водки, и где-нибудь к первому числу текущего месяца на последний из включенных мобильников нам звонят и говорят: что вы делаете, вы должны были сдать программу 10 дней назад! И тут мы немедленно начинаем обзванивать наших друзей-поэтов и уговаривать их: срочно приходите, выступите у нас, горим… Еще временами нам звонят из разных издательств и предлагают провести презентацию; так у нас прошли вечера таких литературных звезд как Эдуард Лимонов и Василий Аксенов.

Данил Файзов, куратор литературных программ клубов «ПирОГИ на Никольской» и «Проект ОГИ».


Всем кажется, что организация литературных вечеров – это легко: вход на них бесплатный, причем это наша принципиальная позиция; авторам за выступление не платят (хотя это, конечно, неправильно, но сложилась такая практика, и с этим ничего не поделаешь). Из-за этого у нас очень редко есть возможность пригласить авторов из других городов или стран: мы просто не имеем бюджета, из которого можно было бы оплатить им дорогу или гостиницу.

А если говорить об этом серьезно, то у каждого из наших клубов есть достаточно жесткий формат, в котором существует цикличность литературных вечеров и которого нужно придерживаться. Но при этом, конечно, нельзя обойти такую вещь как наш собственный вкус, наше представление о том, что такое современная литература. И разумеется, нужно, чтобы это все было востребовано, чтобы это нравилось публике.

8 августа, понедельник.

Но здесь много тонкостей и помимо денег. Считается, что литературная программа почти никогда не приносит кафе денег, но тем не менее клубы «ОГИ» от нее не отказываются, потому что это значительная имиджевая составляющая. Она помогает им поддерживать имидж клубов «ОГИ» как культурных мест.

- Я стараюсь подбирать что-то интересное и качественное, а ориентируюсь при этом на свой личный опыт. Я сам уже 12 лет как музыкант, джазовый пианист: окончил классическую музыкальную школу, потом перешел на джаз и вот сейчас поступил в джазовый университет. Так что я стараюсь ориентироваться на свой вкус и опыт, потому что я очень много слышал, и мне нравится всякая музыка – от джаза до хорошей попсы.

Никита, арт-директор клуба Гоголь.


Безусловно, делая программу, я стараюсь повысить платежеспособный спрос в своем клубе, но на самом деле я об этом вообще не думаю. Это получается само собой. Я как-то не задумываюсь о том, придет на концерт человек, который будет есть и пить, или он просто придет послушать. Главное, чтобы пришел.

Публика, собравшаяся в клубе, не всегда состоит из моих музыкальных единомышленников. Огромную роль здесь играет еще и атмосфера, которой тоже занимаюсь я. В «Гоголе» на входе стоят старые игровые автоматы – «Снайперы» и «Морской бой», - и вообще атмосфера такая советская. Это как бы «Петрович», но не «Петрович»: здорово, весело и по-доброму. Люди приходят в клуб, и им интересно, что здесь происходит. Так что они, скорее, просто слушают то, что я им предлагаю, и соглашаются с этим – или не соглашаются.

Далее: