Многие задаются вопросом, почему же самое мощное из средств массовой информации пребывает в таком длительном и сладком плену примитивизма?

На что может рассчитывать обыватель - это сменяющие друг друга сериалы для домохозяек, изрядно поднадоевшие КВНы, юбилеи и творческие вечера артистов, пик творчества которых пришелся, в лучшем случае, на начало 1990-х. Вот, например, юбилейный концерт Льва Лещенко один из центральных каналов показал в прошлом году 5 или 6 раз. Смотрите, мол, бабульки, и радуйтесь.

Любой телеканал для его владельца – это либо коммерческое предприятие, либо средство политической пропаганды. Следует отметить, что коммерческих проектов у нас значительно больше. Предпринимателя интересует прежде всего прибыль, а статьи дохода телеканалов составляют прямая реклама, спонсорство и скрытые политические или коммерческие материалы (доказать неслучайную заинтересованность канала к тому или иному событию сложно, но количество заказных сюжетов достаточно велико).

К счастью, причина здесь вовсе не во всеядности украинских зрителей; ситуация продиктована скорее банальными экономическими соображениями.

Что же такое рейтинг и как взаимодействуют рекламодатели и телеканалы? Не углубляясь в дебри медиа-терминов, следует прояснить несколько основных понятий: рейтинг программы/рекламного выхода – это среднее количество зрителей, просмотревших данную программу/рекламный ролик.

Львиную долю всех поступлений в бюджет телеканала обеспечивают прямые рекламные сообщения. Рекламное место в Украине, как и в большинстве стран, продается не только по секундам, но и по рейтингам, причем практически все крупные и средние рекламодатели предпочитают покупать именно рейтинги, а не секунды. Здесь и кроется причина «непривлекательности» нашего ТВ.

У каждого телеканала существуют расценки на размещение рекламы за пункт рейтинга в зависимости от времени суток.

Для удобства рейтинг рассчитывается как относительная величина – то есть как отношение среднего количества телезрителей к потенциально возможному – и умножается на 100. Соответственно, если говорят, что рейтинг программы равен 20, это значит, что ее смотрит 20% населения страны.

Как видим, около 40% процентов аудитории «18+» составляют люди старше 50-ти лет. Именно здесь заключено основное противоречие интересов рекламодателей и телеканалов.

Теперь переходим к самому интересному. Закупочные рейтинги в большинстве случаев рассчитываются для аудитории «18 и больше лет» – далее по тексту «18+». Возрастная структура социологической панели для данной категории выглядит следующим образом:

Для получения прибыли телеканалу необходимы высокие рейтинги, обеспечить которые могут, прежде всего, передачи, интересные для доминирующей аудитории, т.е. людей в возрасте от 50 лет.

Наиболее популярной и желанной аудиторией для рекламодателя являются зрители в возрасте 20 – 50 лет со средним и выше среднего доходом, в то время как телевидение чаще смотрят люди в возрасте после 50 и с более низким доходом.

Далее: