Объявлены номинанты премии «Грэмми». Наших, как это иногда бывает, очень много, но только в классических разделах.

Текст: Семен Кваша.

Подвоха, впрочем, не должно быть. В этом году премия скучная как никогда, нет явного лидера, нет четкого фаворита, нет настоящих темных лошадок – видимо, лимит на сюрпризы был выработан в прошлом году и в этом году премия просто сводится к соревнованию достойных проектов. В тройке лидeров – Бейонсе Ноулс, бывшая солистка группы Destiny Child и нынешняя главная поп-певица, если судить по количеству упоминаний в прессе, появления на обложках и т. п., рэпер Jay-Z и Outcast, смешной и немного театральный рэперский дуэт.

4 декабря крупные деятели шоу-бизнеса на пресс-конференции в Беверли-Хиллз, в отеле «Хилтон», объявили номинантов своей главной премии. Мир прислушивался с замиранием сердца и искал подвоха: в прошлом году академики присудили все главные премии гениальной дебютантке Норе Джонс, что для американского шоу-бизнеса – уникальная редкость. Это заставляет теперь заинтересованных лиц со всего мира напряженно вглядываться в малознакомые имена в списке и ожидать очередного невероятного подвоха.

Альбом года в этом году может достаться госпоже Эллиот («Under Construction», вполне законченная работа), Тимберлейку, дуэту Outcast и исчезающим дебютантам Evanescence. Очень досадная тенденция – группы называют себя многосложными словами в единственном числе. Пока не исчерпан запас разнообразных коротких слов во множественном числе, это следует считать утонченностью, ведущей к дегенерации.

По пять номинаций у Эминема (этот живой классик последние годы получает все призы), а кроме того, Джастин Тимберлейк (не вполне понятно, за что) и Мисси Эллиот, а также рэпер 50 Cents и рок-группа Evanescence.

Синглом года могут стать новая песня Эминема «Lose Yourself», как всегда прекрасная и бескомпромиссная, «Crazy in Love» госпожи Ноулс и рэпера Jay-Z, «Clocks» группы Coldplay, «Hey Ya» (Outcast) и «Where is the Love» господина Тимберлейка.

Впрочем, женский вокал, паранойя, хип-хоп-ритмы и фортепиано – не самый худший из рецептов американского шоу-бизнеса.

Порадовала нас и группа Radiohead, у которой целых две номинации – в разделах «Альтернатива» и «Pок»: лучшая песня рок-дуэта или группы («There, There») и лучший альтернативный альбом («Hail to the Thief»).

Жутковато выглядит категория «Лучший вокальный поп-альбом». Их названия можно выписать в строчку или в столбик в любом порядке: «Stripped», «Bare», «Brainwashed», «Justified» Кристины Агилеры, Энни Ленокс, Джорджа Харрисона и Джастина Тимберлейка соответственно. Выбивается из этой мрачной картины только Майкл Макдональд и его «Motown».

Наши еще ниже. Тут есть один из главных дирижеров Российского национального оркестра Кент Нагано, а также Билл Клинтон, Михаил Горбачев и Софи Лорен в сказке Прокофьева «Петя и Волк» (категория «Устное слово для детей»). К нашим следует также отнести саундтрек к «Убить Билла, часть первая» и саундтрек к «Чикаго» (без Киркорова) – один уже сломал нам голову и уши, другой только собирается.

Среди отрадных мелочей также три номинации у Чика Кориа – лучший джазовый инструментальный альбом «Rendezvous in New York», лучшая джазовая инструментальная композиция «Matrix» и лучшая аранжировка, и номинация у Ибрагима Феррера, который записал альбом «Buenas Hermanas». «Добрые сестрички» проходят по разряду «Лучший традиционный тропический латинский альбом, категория номер 60, в самом низу списка».

М. Ростропович и М. Плетнев. Прокофьев, 3-й концерт для фортепиано с оркестром; Рахманинов, 3-й концерт для фортепиано с оркестром; номинация за работу солиста с оркестром.

А также: М. Ростропович, дирижер, за запись Бриттеновского концерта для скрипки с оркестром, солист Максим Венгеров, две номинации – в целом за запись и за работу солиста с оркестром.

И наконец, отчасти наши, издававшиеся в России и выступающие регулярно в самых мерзких московских питейных заведениях The Tiger Lillies номинированы вместе с Кронос-квартетом за запись совместного альбома «The Gorey End» (можно перевести как «Кровавый конец» или «Кровавый тупик») в разделе «Классика и смешение стилей». Сложно сказать, кто в этой ситуации более извращен.

Вечно наш Евгений Кисин – за запись сонаты фа-минор Брамса.

Далее: