На днях CNews опубликовал новость о результатах испытаний, проведенных некоммерческим объединением «Общество потребителей мобильной связи». Эта организация признала работу сотовых операторов в период новогодних праздников удовлетворительной. Однако в редакцию CNews поступило множество сообщений от абонентов «Большой тройки», утверждающих, что ситуация на самом деле была не столь радужной.

Источник в МТС, пожелавший остаться неназванным, рассказал CNews, что проблем с дозвоном новогодней ночью было меньше, чем год назад. Говоря о качестве связи в праздник, наш собеседник отметил, что для снижения нагрузки на сеть в МТС на время отключили такой сервис, как отчет о доставке сообщений. При этом сами сообщения доставлялись вовремя, а задерживались только подтверждения. «В новогоднюю ночь возникла проблема со стороны „Би Лайна“, — отметил он, — „рухнул“ шлюз „Би Лайн“ на МТС, это означало, что их абоненты не могли позвонить на наши номера примерно до трех часов ночи». По его словам, случались также краткосрочные (до 7–15 минут) отказы связи в наиболее загруженных районах Москвы, в частности — на Красной площади, где в новогоднюю ночь всегда собирается множество москвичей. По мнению нашего собеседника, отличительной особенностью этой новогодней ночи стал массовый «исход» абонентов МТС за пределы Москвы.

Читатели CNews отмечают, что проблемы с дозвоном у МТС длились в новогоднюю ночь с 22:00 до 1:30. Связь «Би Лайн» работала с перебоями с 30 декабря, с 18:00 31 декабря до 3:30 1 января дозвониться было невозможно. Абоненты «МегаФона» не могли дозвониться до близких с 22 часов до утра. Один из сотрудников компании Lucent пожаловался CNews: «Ни с пятого, ни с десятого раза в сети МТС нельзя было сделать звонок. Подтверждения доставки „ночных“ sms пришли ближе к обеду. При попытке совершения внутрисетевых звонков на заведомо включенный телефон выдавалось сообщение „аппарат абонента выключен“». По отзывам пользователей, адекватно работала только сеть «Скайлинк» (что вполне объяснимо — с учетом числа ее абонентов), хотя со «Скайлинка» на сети «большой тройки» звонки проходили со второго-третьего раза.

Отдельные нарекания вызвали проблемы пользователей тарифа «Джинс», связанные с пополнением счетов со скретч-карт МТС. Некоторые из абонентов утверждают, что платежи не проходили в течение четырех дней, и в результате этого люди остались в Новый год без связи. Наш собеседник в МТС подтвердил наличие определенных сложностей с пополнением счета именно у абонентов «Джинс».

Стремление столичных жителей за город привело к тому, что нагрузка у этого оператора в Подмосковье была в 4 раза выше по сравнению с прошлым годом. Возможно, этот факт несколько облегчил возможность дозвона тем, кто остался в Москве.

По оценкам экспертов рынка, стремление использовать новый биллинг вызвано не столько производственной необходимостью, сколько внутрикорпоративными интересами, ведь полная замена биллинга - длительный и тяжелый процесс, особенно с учетом отсутствия у STROM telecom опыта внедрения биллинга в сетях российских сотовых операторов.

Не исключено, что этот сбой мог быть вызван отказом работы биллинговой системы или аппаратной платформы, на которой она базируется. Напомним, что основным поставщиком биллинга для МТС является «Ассоциация CBOSS», однако в сентябре 2004 года оператор начал расширенное тестирование платформы биллинга FORIS OSS-IN, разработанной чешской компанией STROM telecom (контрольный пакет акций которой принадлежит ОАО «Концерн Научный центр», который, также как и МТС, входит в АФК «Система» — CNews). На новую систему была переведена часть абонентов тарифных планов «Джинс» в московском регионе. По данным CNews, в настоящее время это 1,5 млн., остальные 6,5 млн. остаются на платформе CBOSS. Однако МТС задумывается о дальнейшей миграции абонентов предоплаченных тарифных планов и о начале продаж на новой платформе. Проект по внедрению FORIS OSS-IN рассматривается как долгосрочный, оценивается экспертами рынка в $5–10 млн., при этом об отказе от услуг CBOSS речи не идет.

В беседе с CNews начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов отметил, что действительно в последний день уходящего года система приема платежей была перегружена большим потоком поступлений от абонентов. Однако он также отметил, что биллинг здесь ни при чем. Дело не в нем, а в перегруженных каналах, по которым поступает информация о платежах, — считает г-н Нефедов. — Не в последнюю очередь перегрузка объяснялась тем, что начали пополнять счета те люди, которые накануне праздника получили новый телефон или комплект «Джинс» в подарок. При этом г-н Нефедов отметил, что еще в течение новогодней ночи все совершенные платежи были обработаны и поступили на лицевые счета абонентов, о задержках платежей на несколько суток речи не идет.

Однако версия о проблемах с биллингом МТС не получила официального подтверждения. Сотрудники STROM telecom оказались недоступны для комментариев. В пресс-службе «Ассоциации CBOSS» CNews заявили: «Никаких обращений МТС в службу технической поддержки CBOSS, связанных с работоспособностью технологии „Джинс“ или невозможностью регистрации платежей за период новогодних праздников, не зарегистрировано».

Далее: