Гордое звание критика не оправдывается лишь в том случае, когда он кого-то хвалит. Но иногда ругать не получается. Подводя итоги года я, редактор отдела культуры, хочу написать много хорошего, хотя, безусловно, на культурном фронте не обошлось без проколов.

В России, наконец, начали снимать кино если не мирового, то европейского уровня. Помог этому сериальный бум, который приобрел беспрецедентные для страны масштабы. Заставить телезрителя смотреть Санту-Барбару можно теперь только по ночам - весь прайм-тайм отдан исключительно родному и близкому, живописущему все аспекты прошлого, настоящего и… нет, вот с будущим пока не очень хорошо. Короче, сериалами окучено абсолютно все, от традиционных разборок бандитов до мытарств садоводов-любителей. Особенно пристального взгляда удостоилось сталинское время. И надо сказать, что этом многообразии попадаются неплохие работы, которые выделяются на общем фоне.

В целом уходящий год для отечественной культуры, о которой, собственно и пойдет речь, был, по моему мнению, довольно успешным. Особенно позитивными сдвигами была отмечена кино-театральная деятельность наших мастеров. Не отставали и представители других направлений искусства.

Минус - мелькание одних и тех же актеров с Yтра до вечера по всем каналам, что существенно девальвирует их нелегкий труд, хотя и приносит лицедеям большие деньги. Когда я вижу прекрасных актеров, скажем, Андрея Панина или Юрия Кузнецова в сотом сериале, то любое, даже очень хорошее полнометражное кино с их участием невольно напоминает только о навязших на зубах уголовно-ментовских ролях. Таковы законы восприятия. В этом смысле нам ох как еще до загнивающего Запада далеко. Тамошняя система звезд никогда не позволит Тому Хэнксу или Аль Пачино сыграть в сериале кого-нибудь еще, кроме самого себя. Но, тем не менее, в сериальном кино намечается явный сдвиг к производству существенно более интересного кино, чем это было еще пару лет назад.

У тотальной сериализации эфира есть свои плюсы и минусы. С одной стороны российские сериалы, которых становится все больше, провоцируют кинопромышленность на заполнение качественными лентами все новых идейных ниш и активное использование новейших технологий. Павильоны ведущих кинокомпаний страны стряхнули пыль с декораций, их график съемок снова расписан по минутам. Часто, как в случае с Идиотом или со Штрафбатом, непонятно, что снимается - телесериал или хорошее многосерийное кино. Причем авторское, поскольку в сериалы приходят мэтры, такие, как Бортко или Серебренников. Бывает, что уровень высокого искусства, каким является кино, не размывается телевизионным форматом, что очень ценно.

Помимо Дозора, в уходящем году в России появилось еще несколько очень качественных фильмов: Свои Дмитрия Месхиева, Настройщик Киры Муратовой, Мой сводный брат Франкенштейн Валерия Тодоровского. Просто больших фильмов сделано немало, от 72-х метров Владимира Хотитненко до Водителя для Веры Павла Чухрая. А уж по мелочи (судя по прокату, естественно, а не по художественным достоинствам) наберется столько, что на Роттердамском фестивале наш куратор Андрей Плахов формирует особую программу русского кино. Вывод один – похоже, что мы постепенно возвращаемся на европейскую киноарену с конкурентоспособным продуктом, и, может быть, делаем первые шаги в мировую киноиндустрию. И это после стольких лет коматозного состояния.

Производство качественных сериалов повышает уровень российского кино в целом. Картин (перейдем от мыльных опер к настоящему кино) снимается много, и зрителям наконец есть из чего выбирать. Впервые за многие годы отечественная лента побила в прокате голливудское. Как бы ни относились к Ночному дозору (я лично отношусь довольно хорошо), этот фильм стал для нашего кино настоящим прорывом не только в коммерческом, но и в имиджевом плане. Не зря же фильмом, который выдвинули на Оскар что само по себе достижение, заинтересовался сам Джордж Лукас. Очевидно, что у российского кино есть огромный потенциал, и вскоре не только Ночной дозор сможет конкурировать по сборам с блокба$терами вроде Властелина колец.

Академическое искусство также не подкачало – в уходящем году нашу страну посетили многочисленные звезды мирового уровня. В России выступили Хосе Кура, Кири Те Канава, Чечилия Бартоли, Хуан Диего Флоре и Роберто Аланья - я называю лишь самые громкие имена. Билеты в первые ряды на концерты подобных исполнителей стоят до $3 тыс., но залы все равно заполнены под завязку. Состоятельные люди все активно тянутся к прекрасному, окончательно прощаясь с эрой малиновых пиджаков. Поход на концерт оперной звезды добавляет не меньше престижа, чем очередная поездка на горнолыжный курорт. Если же человек не гонится за именами, а просто хочет послушать вечером классику (бывает и такое), к его услугам десятки вариантов. Помимо обычных концертов, в течение года проходит не один десяток фестивалей, больших и малых, куда съезжаются знаменитости из всех уголков страны. А ведь пару лет назад такого разнообразия не было…

Что касается театрального года (сейчас самый разгар сезона, поэтому подводить итоги пока рано, можно говорить только о промежуточных результатах), то тут тоже наметился беспрецедентный сдвиг. В большинстве столичных театров аншлаги стали привычным явлением. На фоне вполне новаторских, экспериментальных работ режиссеров молодого поколения огромным спросом пользуются традиционные жанры. Что в Малом театре, что в Большом, что во МХАТе, что в студии Васильева на Поварской, что в Театре.doc, что в различных антрепризах - зрителей столько, что с улицы не прорвешься, билеты надо заказывать заранее.

Под конец, чтобы не оставалось впечатления полнейшего благодушия, волью в обзор небольшую ложку дегтя. Речь идет о низком жанре, то есть, прости господи, попсе. Вот тут происходит настоящая катастрофа. Все жанры легкой музыки лежат в руинах, а умами правит Фабрика звезд. Самыми популярными рок-группами признают жалких эпигонов типа Зверей или эпатажного Шнура, от которого уже тоже несколько поташнивает. Большей тухлятины, мерзопакостной отстойной ямы, чем так называемая эстрада, я давно не нюхал. И запах год от года усиливается. Перечислять всех этих безголосых властителей фанеры не стану, лишь отмечу, что самым волнующим событием прошедшего года в шоу-бизнесе стал скандал с розовой кофточкой и сиськами гражданки Ароян. А самый популярный певец, тем не менее, не сиськоненавистник Филипп Киркоров, а Верка Сердючка! Бабки в шоу-бизнесе крутятся огромные, люди задействованы не последние, а слушать совершенно некого.

Что у нас осталось? Ах да, изобразительное искусство. Прошлый год не принес в этой области новых имен или сногсшибательных достижений, однако интересные выставки проходят с завидной регулярностью. Был и ряд знаковых событий - под неодобрительный гул архитекторов лужковские строители снесли пару памятников конструктивизма, сгорел Манеж, зато в столице открылось огромное здание Государственного Центра современного искусства, открылась Арт Стрелка, были куплены яйца Фаберже за немыслимые деньги, и на аукционе Christies картина Айвазовского была продана аж за $2 миллиона.

Телеканал Культура тоже часто радует своим довольно качественным эфиром. В остальном же, кроме упомянутых выше сериалов, на российском ТВ царит застой, однообразие и политкорректность, правда лишь по отношению к власть предержащим. Уволили Парфенова, единственного человека, адекватно говорившего о культуре не на Культуре. Если так будет продолжаться дальше, то бесконечный Аншлаг в нашей стране превратит большую часть его зрителей в зомби. Возможно- в этом заключен один из аспектов поиска новой национальной идеи.

Наконец, скажу об основном носителе культурной информации - телевидении и радио. Мне очень нравится, что в Москве и Питере, а также в нескольких других городах в FM –диапазоне начала вещать новая радиостанция, которая так и называется - Культура. Это - настоящий прорыв в медийной идеологии, ведь до сих пор о культуре говорили по радио в основном на неудобоваримых средних волнах. Выиграть частоту в обеих столицах для станции, где нет и не будет, как клянутся организаторы, никакой попсы - это, сами понимаете, подвиг.

Далее: